ru-RUen-US

Общие сведения о кафедре коммерции и логистики

Заведующий кафедрой:

ПИГУНОВА Ольга Владимировна

Закончил: ГКИ в 1984 г.
Ученое звание: доцент
Ученая степень: к.э.н.
 

 

Эмблема кафедры коммерции и логистики

   Кафедра коммерции и логистики образована 12.01.2012 г. на основании приказа ректора  №08п (ранее кафедра "Коммерции и технологии торговли", "Технологии торговли", "Технологии торговых процессов"). Педагогический коллектив сформирован, в основном, из выпускников филиала Московского института потребительской кооперации и БТЭУ. Сегодня на кафедре работают 23 штатных преподавателя, из них 9 кандидатов экономических наук (включая совместителей).

 Коллектив кафедры на сентябрь 2015 года (не полный состав)

   Преподавателями кафедры подготовлен ряд учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь, при этом выработано оригинальное научно- методическое направление по проблемам управления коммерческой деятельностью и организации торговли.
   На базе кафедры создана единственная в республике учебно-методическая школа коммерции. Её основателем является профессор Виноградова С.Н., подготовившая три учебника с грифом министерства образования и два учебных пособия. Сегодня эта работа продолжается под руководством зав. кафедрой — к.э.н., доцента Пигуновой Ольги Владимировны, а также ведущими доцентами, к.э.н. Гурской Светланой Петровной, Петуховой Ниной Григорьевной, Бобовичем Андреем Павловичем (см. раздел «Научно-методическая работа»).
   Кафедра является исполнителем научных тем выполняемым по заказам Белкоопсоюза (финансируемые из инновационного фонда), Гомельского облисполкома и других заказчиков. Отдельные преподаватели участвуют в крупных государственных научно-технических программах. В этих научных проектах развиваются такие перспективные направления коммерции, как методология разработки стратегии коммерческой деятельности; управление торговым ассортиментом; разработка стандартов обслуживания покупателей (управление качеством торгового обслуживания); оптимизация системы хозяйственных связей; автоматизация торгово-технологических процессов на основе логистических подходов.

   Важным результатом работы стало открытие в 2009 году специальности "Логистика".

   Кафедра проводит системную работу по внедрению инноваций в образовательный процесс и НИРС посредством создания специализированных учебных кабинетов, активных методов обучения и научных студенческих отрядов и групп, выполняющих исследования по заказам субъектов хозяйствования (см. раздел «Материально-техническая база»).
   Работа научных студенческих отрядов под руководством заведующего кафедрой является стратегически преимуществом данной специализации. Они позволяют нарабатывать у выпускников творческий потенциал, приобретать умение и навыки решения конкретных проблем предприятий. Наградами и дипломами отмечены результаты этой работы по заказам СП ОАО «Спартак». УП Белкоопсоюза «Гомельский завод торгового оборудования» (см. раздел «Научно-исследовательская работа»).
  Кафедра является выпускающей по специализации «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления», участвует в выпуске специалистов «Товароведение и экспертиза товаров» специализаций «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» и «Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров», принимает участие в подготовке специалистов по всем специальностям и специализациям вуза, включая переподготовку специалистов и специалистов, получающих второе высшее образование.
   За кафедрой закреплено 35 дисциплин.
   Таким образом, стратегией кафедры является наращивание конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг для университета по специализации «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» и специальности "Логистика", используя современные подходы науки и практики в области маркетинга-менеджмента, логистики, аутсорсинга и других перспективных направлений науки. Практические навыки и умения специалиста кафедры формирует в процессе игрового моделирования, тренингов, видеообучения и использования мультимедийных технологий обучения.
   Выпускники кафедры сегодня эффективно работают в сфере коммерческой деятельности, маркетинга и менеджмента, как торговых, так и производственных предприятий на внутреннем и внешних рынках в сфере услуг на должностях специалиста коммерческого отдела, специалиста по продажам, управляющего продажами, маркетолога, мерчендайзера, начальника торгового отдела, коммерческого директора, специалиста по информации коммерческой службы предприятия, а также сотрудниками учебных и научно-исследовательских заведений.

    Филиалом кафедры «Коммерции и логистики» является ЧТУП «Гомельская универсальная база».

Научно-исследовательская работа преподавателей

   Преподаватели кафедры ежегодно участвуют в выполнении научных тем, включаемых в индивидуальные планы работы. С 2006 г. преподаватели кафедры участвуют в разработках научных тем, финансируемых из инновационного фонда Белкоопсоюза.
  По результатам выполнения НИР подготовлены четыре диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, которые успешно защищены (Сахарова Д.Б., Бобович А.П., Гурская С.П., Оксенчук Н.В.).
   Кафедрой выполнялись исследования по заданию Гомельского облисполкома по разработке направлений совершенствования торговли на региональном рынке , результаты внедрены в практику.
   Результаты научно-исследовательской работы преподавателей представлены в разделе "Научно-исследовательская работа преподавателей".

Научно-исследовательская работа студентов

   Постоянно по инициативе кафедры организуется работа научных студенческих отрядов по заказу хозяйствующих субъектов города.
  Результаты исследований научных кружков и отрядов находят применение при выполнении курсовых и дипломных работ, а также используются при написании отчетов кафедры по научной работе.
  Постоянно с целью сбора первичного цифрового материала для выполнения кафедральных НИР привлекаются студенты выпускных курсов.
  Студенты кафедры регулярно участвуют в Республиканском конкурсе научных студенческих работ.
   Результаты научно-исследовательской работы студентов кафедры представлены в разделе "Научно-исследовательская работа студентов".

Научно-методическая работа

   Все дисциплины кафедры имеют полное методическое обеспечение: типовые (базовые) программы, практикум для аудиторных занятий и самостоятельной работы, программы учебной, производственной практик, пособие по написанию курсовых и дипломных работ.
   Кафедрой подготовлен ряд учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь, при этом выработано оригинальное научно-методическое направление по проблеме совершенствования коммерческой деятельности и организации торговли.
   Результаты издательской деятельности кафедры представлены в разделе «Издательская деятельность».

Состояние материально–технической базы

   За кафедрой закреплено семь учебных аудиторий, в т.ч. 1 — поточная; два методических кабинета. В 2004 г. создан специализированный кабинет «Автоматизация торгово-технологических процессов». Кабинет оснащен современными информационными средствами и программным обеспечением, в кабинете смоделированы АРМ-специалиста, товароведа, контролера-кассира.
   В 2005 году введен в образовательный процесс кабинет активных методов обучения, а с сентября 2006 г. в образовательный процесс — специализированный кабинет «Управление продажами» Оснащение кабинетов позволяет реализовать новейшие методики обучения студентов, в т.ч. методики активного обучения с использованием компьютерной, видео-аппрататуры, оригинальной учебной мебели (учебных столов-трансформеров, разработанных кафедрой).
   В 2004 г. создан специализированный кабинет «Автоматизация торгово-технологических процессов».

   Функциональное назначение кабинета «Автоматизация торгово-технологических процессов»:

Аудитория 4-18моделирование реальных процессов управления коммерческой работой организации торговли;
обучение специальным курсам “АРМ–специалиста”, “АРМ–коммерсанта”, “Оборудование предприятий торговли”, “Комплексная автоматизированная система управления коммерческой деятельностью»;
проведение специальных тематических занятий для слушателей ФПК и студентов, получающих второе высшее образование;
проведение бизнес–семинаров и тренингов для специальных категорий обучающихся (по заказам организаций);
обеспечение работы научных и учебных студенческих отрядов по заказам субъектов хозяйствования.

   В кабинете смоделированы АРМ-специалиста, товароведа, контролера-кассира.
   Программное обеспечение кабинета представлено следующими программными продуктами: «АРМ-товароведа», «1С: Предприятие», «Галактика», «Супермаг».

   В 2005 году введен в образовательный процесс кабинет активных методов обучения. Цель создания кабинета — оптимизировать условия учебного процесса для использования нетрадиционных, активных методов обучения на основе разработанной кафедрой модели учебных столов-трансформеров и видео-аппаратуры.
   С сентября 2006 г. в образовательный процесс введен специализированный кабинет «Управление продажами» (ауд. 4-7). Цель создания специализированного кабинета — создание оптимальных условий для усвоения студентами новых знаний и получение умений в области основных направлений управления продажами в розничной торговле (включая мерчендайзинг) на основе использования современных программных продуктов.

Аудитория 4-8   Функциональное назначение кабинета «Управление продажами»:

проведение лекций по дисциплинам кафедры на мультимедийной основе;
изучение программных продуктов в области управления продажами (включая мерчендайзинг);
решение задач по оптимизации планировочных решений торговых залов магазинов на основе принципов мерчендайзинга;
создание информационного банка данных библиографии по основным направлениям курса «Управление продажами», а также информационного банка данных методик, обоснования коммерческих решений в области управления продажами (включая мерчендайзинг);
проведение заседаний секций научных студенческих отрядов (групп, секций);
проведения научно-методических семинаров.